Версия для слабовидящихДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
+7 (39551) 3-14-42
п. Жигалово, ул.Левина, 2 Материалы сайта 12+
Написать письмо
  • Год семьи 2024
    Год семьи 2024
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
НОВОСТИ
Подписывайся на новости

Забытые страницы Великой Отечественной войны

Забытые страницы Великой Отечественной войны

Забытые страницы Великой Отечественной войны

2020 год в Российской Федерации объявлен Годом Памяти и Славы. В каждой семье есть герои, которые отдали свою жизнь за Великую Победу. Благодаря таким героям, мы живем сейчас в мирное время. Современные потомки тогдашних союзников СССР пытаются исказить и всячески очернить подвиги советского народа и армии. Поэтому наша задача – увековечить подвиги наших ветеранов и рассказать о нем будущим поколениям.

В годы войны «трассой мужества» назвали маршрут Аляска – Сибирь, по которому советские летчики перегоняли американские самолеты для фронта. Но не все самолеты прибыли на базу, а летчики до сих пор считаются пропавшими без вести.

Долгие годы деятельность Первой Краснознаменной перегоночной дивизии была строго засекречена. Но в истории Отечества не должно быть «белых пятен».

31 января Чиканская сельская библиотека провела патриотический час «Воздушная трасса Алсиб». Эту тему мы выбрали неслучайно – среди таких героев – летчиков был и уроженец  села Чикан - Григорий Тихонович Наумов.

На мероприятие были приглашены учащиеся 5 – 11 класса Чиканской средней общеобразовательной школы. Не секрет, если скажу, что на вопрос: «Знайте ли вы что – нибудь о воздушной трассе Аляска – Сибирь во время Великой Отечественной войны?» - ребята ответили отрицательно. Из рассказа библиотекаря Марины Наумовой ребята узнали, как создавалась эта трасса, каков был маршрут, как он строился, и в каких условиях приходилось летчикам – перегонщикам перегонять самолеты. Почему была засекречена информация, почему герои – летчики не имели статуса ветерана войны… Для ребят это было новое.

Затем была представлена слайд - презентация, где ребята узнали о жизни и подвиге Наумова Григория Тихоновича.

«В с. Чикан на берегу реки Тутура стоял небольшой дом в котором жила бедняцкая семья Тихона Сергеевича Наумова. В этой семье росло пять детей: три сына и две дочери. Один из них – Григорий – родился в 1921 году. С детских лет Гриша был приучен к труду: боронил, возил и косил сено, готовил дрова. Да мало ли было дел в крестьянском хозяйстве. Его отец был неплохим рыбаком, это несомненно помогало семье сводить концы с концами.
Однако как ни трудно было семье, отец уважил просьбу сына: после окончания начальной школы в Чикане отправил его на учебу в Тутуру, в школу крестьянской молодежи. Приходилось отправлять мальчонке последние харчи, шить штанишки и рубашку получше, чем остальным… Отца утешала мысль, что сын охоч до наук, авось из него выйдет ученый. Но как ни старались родители, средств не хватало. А тут еще внезапная смерть отца.
В сентябре 1937 года Григорий вместе с братом Ефимом устроился разнорабочим (пильщиком)на Жигаловскую верфь. Однако учебу в школе не прерывал, только днем работал а учился вечером. Здесь он вступил в комсомол. После окончания семилетки Григорий уезжает вместе с матерью и братьями в Якутск. Там он приблизился к заветной мечте – стать летчиком: поступил учиться на радиста при авиагруппе.
После успешной сдачи экзаменов Наумов работал радистом в радиоцентре г. Якутска, а с 1940года летал на самолетах в качестве радиста в авиагруппе при ГВФ.
В начале ВОВ наш земляк был призван в ряды Красной Армии. В 1943 году ему, бортрадисту, пришлось в составе экипажа майора Бороненко перегонять военные самолеты поступившие из США до линии фронта. В одном из таких перелетов он погиб.

Рано утром 7-го мая 1943 года группа самолетов 4 –го перегоночного авиаполка Красноярской воздушной трассы выруливала со стоянок на взлетную полосу Якутского аэродрома. Согласно приказу командира полка о перелете по маршруту Якутск – Киренск в составе ведущего экипажа самолета с бортовым № 232519 были назначены: майор Бороненко – командир, капитан Шевелев – штурман, старший  техник – лейтенант  Ференс – бортмеханик, младший  пейтенант  Шабанов – бортрадист, сержант  Наумов – бортрадист  и инженер-капитан  Куделин – проверяющий. Он первым вырулил на старт. А через несколько минут, в течение которых были опробованы двигатели и получено разрешение на взлет, самолет начал разбег. Неудержимо ревели мощные моторы, и машина все стремительнее набирала скорость. В конце полосы самолет, отделившись от земли, стал быстро уходить с набором высоты в  солнечное чистое как хрусталь небо.
Пролетая над окраиной Якутска, Бороненко сделал первый разворот. Проходя над Леной, летчик выполнил второй разворот и с набором высоты пошел в сторону пос. Жатай.
За Жатаем командир экипажа стал выполнять третий разворот над рекой. Он плавно поворачивает штурвал, влево, одновременно нажимая на левую педаль руля поворота – самолет разворачивается. В этот момент летчик  почувствовал что какая-то  неведомая ему сила резко повернула  штурвал  до отказа влево и намертво застопорила его в этом положении. Самолет  моментально перешел  допустимого крена  и стал беспорядочно  падать.
Земля угражающе надвигалась. Еще 2-3 секунды – и в штурманской и пилотской кабинах  поняли, что  самолет  падает в реку. Бороненко успел  по рации выкрикнуть:
- Падаем, включился автопилот…
Самолет врезался в воду, раздался взрыв, и клубы  дыма  устремились в прозрачное небо. Погибли славные патриоты нашей великой Родины, отважные воины Красной Армии:
Майор Бороненко Александр Маркович, командир эскадрильи. 1910 г. рождения, уроженец г. Минеральные Воды, активный участник ВОВ, кавалер двух орденов Красного Знамени;
Капитан Шевелев Василий Андреевич, штурман эскадрильи 1913 г. р. уроженец с. Калиновка, Кировоградской обл., также кавалер двух орденов Красного Знамени;
Инжененр – капитан Куделин Петр Васильевич старший инженер полка, 1910 г.р. уроженец г. Баку, награжден орденом Красной Звезды;
Старший техник – лейтенант Ференс Всеволод Алексеевич бортмеханик 4-й авиаэскодрильи, 1915 г.р. уроженец г. Константиновка Смоленской обл.;
Младший лейтенант Шабанов Алексей Максимович, воздушный стрелок – радист, 1919 г.р., уроженец г. Казани;
Сержант Наумов Григорий Тихонович – воздушный стрелок – радист, уроженец с. Чикан Жигаловского р-на Восточно – Сибирского края; до войны летал в Якутской авиагруппе ГВФ.
Отважные авиаторы, погибшие 7 мая 1943 года, так  и небыли захоронены. В те далекие годы в Якутске не было техники, которая могла бы извлечь со дна Лены тяжелый самолет. Так и осталась река братской могилой авиаторов – перегонщиков».

Этот материал был обнаружен библиотекарем в газете «Ленинская правда» за 1984 год, выпущенной 11 января. О детских и юношеских годах Григория Тихоновича  писал селькор Д.М. Чупанов, а однополчанин В. Зуев – о его гибели.

 Мимо этой публикации мы не могли пройти мимо. Память о них мы должны хронить свято и не должны у нас быть «белые пятна». Это наши земляки – это наши герои.



Марина Наумова,

заведующая Чиканской сельской библиотеки

Фото автора.

(Фото Наумова Г.Т.

перефотографировано из газеты «Ленинская правда» 1984г.)


 

 

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ
Яндекс.Метрика