Сказочница с большой буквы
#ДетскаябиблиотекаЖигалово
#каникулы_с_библиотекой
Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи —
На свете правды больше станет. В. Берестов
Настоящих сказочников не так уж и много на свете, а настоящих сказочниц и того меньше.
Софья Леонидовна Прокофьева не просто одна из них, она – Сказочница с большой буквы, великая и мудрая. Не одно поколение детей выросло и продолжает расти на её книгах. Книги эти без всяких нравоучений, легко и просто подсказывают юным читателям рецепт преодоления трусости и плаксивости («Приключения жёлтого чемоданчика»), учат ценить заботу и любовь самого родного человека на земле – мамы («Не буду просить прощения»). Они предостерегают от жадности («Клад под старым дубом»), вранья («Тайна забытого чердака») и зазнайства («Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика»).
Сказки Прокофьевой завораживают, увлекают, не дают оторваться, пока не прочтёшь до конца. Назвать их весёлыми, пожалуй, нельзя. В них, как и в жизни, присутствуют и грусть, и печаль. Книги писательницы поражают своей правдивостью – в первую очередь в изображении чувств и характеров.
Какая необычайная сила привязанности к своему рассеянному другу Серёже Скворцову заставляет маленького, но отважного плюшевого тигра сначала прыгнуть в окно, а потом отправиться на его поиски! И ему удаётся невозможное – предотвратить большой пожар (Приключения плюшевого тигра»).
Характеры героев её книг яркие, своеобразные, иногда противоречивые. Шумная, ворчливая и крикливая Барбацуца («Лоскутик и Облако») на самом деле очень добрая и заботливая, а ласковая и ослепительно красивая Чёрная Королева («Замок Черной Королевы») – само воплощение зла.
Герои книг Прокофьевой отнюдь не идеальны и порой совершают ужасные поступки. Например, Уэнни, («Маленькая принцесса») во что бы то ни стало захотела стать красивой и богатой. Ради этого она заключает сделку с незнакомцем, злодеем Трагимором и соглашается отдать свою душу. После каждого злого поступка её облик становится всё красивее, а душа страдает и томится, и Уэнни всегда просыпается в слезах. Однако сказочные события, как правило, разворачиваются таким образом, что герои сами осознают свои ошибки и стараются их исправить.
Книги писательницы Софьи Леонидовны Прокофьевой запоминаются, западают в душу с самого детства. Фантазия её поистине поразительна и безгранична, а сюжеты необычайно интересны и неповторимы.
«Вообще сказка требует тишины и уединения. Когда пишется сказка, она всегда окружена завесой тайны. Я всегда писала, как пишется, боялась вспугнуть мир сказки, который очень хрупок и требует бережного отношения. Когда пишешь сказку, с надеждой ждешь, вдруг придуманные тобой герои сами начнут действовать и диктовать свои условия игры, по-другому, неожиданно строить сюжет. Иногда просто удивляешься, как сказка пишется сама» – призналась Софья Леонидовна Прокофьева в одном из интервью.
Книги писательницы постоянно переиздаются, переводятся на иностранные языки. Неудивительно, что дети в Японии однажды назвали лучшей книгой года её сказку «Большие холода» («Не буду просить прощения»).
"И из Японии мне написал мальчик, что он читал эту сказку и плакал: он тоже поссорился с мамой, а мама заболела. Когда он прочел сказку, то попросил у мамы прощения, и ей стало лучше. И теперь он будет совсем по-другому относиться к маме и смотреть на мир. Это письмо такое трогательное, что без слез читать его невозможно. И это письмо маленького японского мальчика было для меня дороже всех наград", – поделилась писательница.
Её увлекательные и светлые сказки, словно кружева с таинственными письменами на платье Алины («Замок Чёрной Королевы») не сразу, постепенно открывают внимательному читателю свой потаённый мудрый и глубокий духовный смысл. И поэтому, как все настоящие сказки, их интересно читать людям любого возраста!
Зав. абонементом Никифорова Е.В.